Амбуаз вошел в историю приблизительно около 503 года, когда у Кловиса, короля франков, произошла встреча с королем вестготов Аларихом на острове Св. Иоанна, расположенном посреди Луары, несколько ниже современного замка.
Амбуаз, неоднократно подвергавшийся набегам норманнов, со временем был присоединен к землям Анжуйских графов, затем стал частным владением знаменитой династии Амбуаз-Шомон, а в 1422 году перешел по наследству к Людовику, виконту де Туар. Но по обвинению в участии в заговоре против короля владелец замка был осужден и лишен своего состояния.
Начиная с 1431 года замок стал частью королевского домена - поместья. В нем неоднократно останавливался Карл VII. Так, перестав быть исключительно крепостным сооружением, замок Амбуаз превратился в королевскую резиденцию, и в связи с этим городу были предоставлены значительные привилегии. В Амбуазе родились дети короля Людовика XI и Шарлотты Савойской, и королева с детьми выбрала Амбуаз в качестве своей личной резиденции, тогда как король предпочитал держать свой двор в Плесси-ле-Туре.
Одним из главных событий в правление Людовика XI было установление в Амбуазе 1 августа 1469 года Ордена Св. Михаила. В этот день король собрал в капелле Св. Михаила пятнадцать высокородных баронов и ознакомил их с уставом этого рыцарского ордена, основание которого имело важное политическое значение.
Орден Св. Михаила символизировал приверженность дворян и вассалов королевской Короне. Одетые с необычайной пышностью в длинные шелковые плащи, отороченные мехом горностая и расшитые золотым орнаментом в виде чашек эфеса, в широкополых шляпах из пунцового бархата, высокие сеньоры поклялись жить по законам Церкви и Рыцарства.
В этот день Амбуаз стал местом грандиозной церемонии, которая внесена в анналы Французского королевства.
Королева, умершая в Амбуазе в 1483 году, провела здесь жизнь, достойную ее звания. Около 150 человек составляли ее свиту и окружение; все служило тому, чтобы сделать ее пребывание в замке приятным: апартаменты были богато украшены, обставлены мебелью, заполнены драгоценной утварью.
Счастливая жизнь, которую провел здесь в свои молодые годы новый король Карл VIII, объясняет его привязанность к месту, где он родился и воспитывался. Здесь, в Амбуазе, на площади Карруар юный дофин в возрасте 13 лет встретил Маргариту Австрийскую, внучку последнего герцога Бургундии Карла Смелого, которую ее отец Максимилиан Австрийский решил отдать ему в жены. Маргарита, которой было всего три года в момент торжественной помолвки, прожила в замке Амбуаз до 1492 года, когда ей пришлось с грустью возвратиться во Фландрию, чтобы уступить место Анне Бретанской, на которой Карл VIII женился 6 декабря 1491 года.
С этого времени по распоряжению Карла VIII начинаются обширные работы по реконструкции замка. Для финансирования строительства пришлось увеличить налог на соль. Проект был великолепным. "Он хочет сделать из своего замка город", - не удержался от восклицания флорентийский посол, увидев чертежи будущего замка в 1493 году. Площадь, занимаемую замком, предполагалось значительно расширить. Средневековая крепость уступила место огромному четырехугольному монолиту в форме трапеции, разделенному на три двора: главный двор с апартаментами короля, "Обитель Добродетелей" на юге и двор, называемый "донжоном", на западной оконечности высокого плато. Две круглые винтовые башни - Минимская и башня Гюрто - представляли собой любопытное архитектурное новшество. В убранстве интерьеров вначале преобладало французское направление, затем в него внесли свою лепту фламандские художники и, безусловно, после возвращения французских королей из походов 1495 года появились декоративные элементы итальянского происхождения. Меблировка была роскошной, гобелены - из Фландрии и Франции, драпировки - из Дамаска, ковры - из Турции.
Обширные строительные работы по переделке замка-крепости графов Анжуйских в резиденцию, достойную французской Короны, были неожиданно прерваны несчастным случаем, произошедшим 7 апреля 1498 года. Карл VIII, сопровождая королеву на галерею, чтобы посмотреть на модную в то время игру в мяч, ударился лбом о низкую дверь и спустя несколько часов скончался. Что ожидало Амбуаз после смерти короля, который здесь родился и скончался в возрасте 28 лет?
Его преемником стал герцог Орлеанский, будущий Людовик XII. Он наслаждался привольным покоем Долины Луары, как и его отец, знаменитый поэт Шарль Орлеанский, который также очень любил Амбуаз. Но все же Людовик XII отдавал предпочтение замку Блуа, где во время своего правления он развернул бурные строительные работы и прочно обосновался вместе с Анной Бретанской, вдовой покойного короля, на которой он женился 8 января 1499 года. Однако Амбуаз не был полностью заброшен, он продолжал оставаться королевской резиденцией, так как здесь в течение десяти лет жила Луиза Савойская со своими детьми - принцессой Маргаритой Валуа и будущим Франциском I.
Работы по реконструкции замка были возобновлены в 1500-1501 гг., и крупные поставки камня позволили продолжить незаконченное строительство. После прихода к власти Франциска I замок приобретает новый блеск. С 1515 по 1518 гг. король останавливался именно здесь, когда он посещал берега Луары, именно в этом, как он называл "роскошном замке", и после победы под Мариньяном он вернулся именно в Амбуаз в августе 1516 года. Королева Клод произвела здесь на свет трех своих детей.
Король Франциск 1 с супругой и с детьми
Супруга короля Фрациска 1.- королева Клод.
Амбуаз находился в самом центре европейской политической жизни, потому что опять-таки именно здесь были подписаны важнейшие соглашения в самом начале правления Франциска I: Нуайонский мирный договор с королем Испании, Конкордат с папой Львом X, мирное соглашение со Швейцарией, договор Камбре ("Дамский мир") с императором Карлом V и Лондонское соглашение с Генрихом VIII. Франциск I готовил здесь свою кандидатуру на трон Империи и принимал знатных лиц из Германии.
В правление Генриха II Екатерина Медичи по достоинству оценила Амбуаз, в котором воспитывалось множество королевских отпрысков. Впоследствии замок был покинут династией Валуа. Приехавший туда 22 февраля 1560 года на заре своего правления молодой король Франциск II с супругой Марией Стюарт, с матерью королевой, с детьми, со своей свитой и домочадцами вынужден был бежать в Блуа вследствие заговора принцев Конде, который разразился в начале месяца.
В 1560 году был раскрыт заговор в окружении короля Франциска и все протестанты были казнены, а их тела вывешены со стен замка, их называли гугеноты (протестанты-кальвинисты). Заговорщики хотели воспользоваться неопытностью и молодостью короля, чтобы получить его разрешение на право исповедовать запрещенную религию. Было казнено более 1200 человек, тела протестантов покрыли не только башни замка, но и дома жителей города, а также окрестные деревья и даже балкон в покоях короля. Именно с того времени начались религиозные войны, которые завершились договоренностью - Нантским эдиктом в 1598 году. Эти мрачные события пагубно сказались на процветании городка Амбуаз, и служили началом заката его популярности.
Печально знаменитый заговор в Амбуазе был жестоко подавлен, и три года спустя 19 мая 1563 года было заключено соглашение между королевой матерью Екатериной Медичи и принцем Конде, положившее конец первому всплеску религиозных распрей и провозгласившее свободу вероисповедания в угоду высшей аристократии. После этих знаменательных событий замок Амбуаз утрачивает свое значение королевской резиденции, хотя здесь неоднократно останавливался Людовик XIII. В 1627 году замок был присоединен к владениям Гастона Орлеанского, а в 1660 году возвращен французской Короне. Но в действительности замок находился в плачевном состоянии и был не пригоден для жилья. В 1762 году герцог Шуазёль приобрел замок, поместье и окрестности Амбуаза, а в 1786 году его наследники продали все это герцогу де Пентьевр. Этот принц, внук Людовика XIV, был самым богатым вельможей того времени, он владел более чем 20 замками и особняками. В годы, предшествовавшие Революции, он начал работы по реконструкции старых и строительству новых помещений в своей резиденции, которая с 1787 года стала центром герцогства-пэрства.
Во время Революции замок был конфискован и пострадал от грабежей. Здесь была устроена казарма и даже оборудована пуговичная фабрика между "Обителью Семи Добродетелей" и капеллой Св. Губерта. И все-таки позднее, в эпоху Первой Империи, Амбуаз претерпел наибольшие искажения и потери по вине члена парламента Роже-Дюко, который, получив замок в дар от Сената Орлеана, но не имея средств его содержать, не нашел лучшего решения, как разрушить большую его часть. В 1815 году резиденция была восстановлена вдовствующей герцогиней Орлеанской, которая привела в порядок угодья и возродила замок.
В 1821 году, после смерти герцогини Орлеанской, ее сын, будущий король Луи-Филипп, унаследовал замок и поместье Амбуаз. Луи-Филипп приобрел 46 домов и построек, окружавших замок со стороны Минимской улицы и возле Ворот Гюрто. Его целью было разрушить эти постройки, чтобы освободить место перед башнями и крепостными стенами и таким образом обеспечить доступ в подвальные помещения, которые вытянулись по всей длине замка и его служб, то есть в погреба, которые было принято называть "старинными житницами Юлия Цезаря".
С 1848 по 1852 гг. в замке в качестве неожиданного гостя пребывал арабский эмир Абд-эль-Кадер, который провел здесь в почетном заточении четыре года, пока 16 октября 1852 года принц-президент Луи Наполеон Бонапарт не явился сюда собственной персоной с тем, чтобы объявить ему известие о свободе.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН,
в котором расположен рояль, покрытый палисандром из Рио и украшенный Эрардом в XIX веке. Секретер и стол с четырьмя стульями со спинками из красного дерева, отмеченные клеймом Жаков.
Луи-Филипп и близкие: официальный портрет короля Франции со символами Основного закона 1830 года - Вальтерхальтер. Портрет Королевы Марии-Амелии, Герцога Омаль и Герцога де Монпансье - Херсент.
Портрет Луи-Филиппа-Жозефа д'Орлеан «Равенство» французской школы XIX века.
СПАЛЬНЯ ГЕНРИХА II оформлена в стиле итальянского Ренессанса: кровать с четырьмя колоннами с каннелюрами, капитель СПАЛЬНЯ ГЕНРИХА IIи карниз изготовлены по модели античных рисунков, удобных пропорций (2м / 1м80см). Стулья с прямой резной спинкой, в XVI веке здесь стоял еще деревянный сундук для личных вещей короля. Первые кресла с ручками и украшениями, Сундук с ветвевидным орнаментом показывает влияние меридиональных школ изготовителей французской мебели. На стенах развешены два гобелена из Фландр: крестьянская сцена, вышитая в XVI веке в Турналь, Охота на оленя из брюссельских мастерских Брабант XVII века.
СПАЛЬНЯ обставлена мебелью разных стилей:
«Первая Империя» с позолоченным бронзовым орнаментом на кровати «Рокамье» (широкой стороной к стене), секретер, столик с четырьмя ножками и деревянный комод, покрытый муаровым окажу (белое кубинское дерево).
«Луи-Филипп» для узкого столика из красного дерева с ящиками и стульев с ажурными перекладинами. Семья Орлеан обращается к художникам из многих европейских стран: портреты Госпожи Аделаиды, сестры короля - Курт; портрет принца Жуанвильского и его супруги принцессы Бразилии - Винтерхальтер.
ЗАЛ ЭШАНСОНА или служителя, подающего напитки королю. Буфет или сервант (сундук с дверцами на ножках), шкаф с двумя дверцами и раскладными столами с блюдами и кувшинами для завтраков, обедов и ужинов короля. Другое произведение XVI века: резной сундук с плюской крышкой из орехового дерева с позолотой. Гобелены Обюссон XVII века, исполненные по рисункам художника Ле Бран, вдохновленные античными и библейскими сюжетами:
- Семья Дариус отдает почтение Александру Великому
- Банкет королевы Эстер
- Триумф Мардоше
- Победа после сна Константина.
Внутри ЦЕРКВИ СЭН-УБЕР
для удобства монархов в трансепте установлено два камина. Слева расположена мемориальная доска, напоминающая о том что здесь похоронен Леонардо да Винчи. Архитектура и скульптура в стиле пламенеющей готики (лепные переплетенные украшения из белого песчаника) отражают расцвет средневекового искусства в этом памятнике архитектуры, построенном в 14% году. Витражи в современном стиле Макса Ингранда вдохновлены деяниями и эпохой короля Сэн-Луи.
Снаружи ни фасаде горельеф иллюстрирует легенды Сэн-Убер, Сэн-Кристоф и Сэн-Ансельн (смотря справа налево). Перспектива и детали выполнены в повествовательном стиле художников северной школы (Фландры и Арденны) из трех блоков белого песчаника. На скате XIX века представлены в позе молитвы Анна Бретонская и Шарль VIII, которые поселились в Амбуаз через несколько недель после свадьбы в замке Ланже 6 декабря 1491 года. Часовня была изначально совмещена с резиденцией королевы, которая называлась «Семь Добродетелей» (теперь южная терраса).
По направлению к замку проходит линия север - юг бывшей галереи Хюглебак, где по словам Филиппа де Коммин 7 апреля 1498 года произошел роковой несчастный случай Шарля VIII. «входя король ударился лбом о калитку». После его бесславной кончины вдова Анна Графиня Бретонская выходит замуж за нового монарха Людовика XII.
Начиная с 1974 года, с года своего основания, Фонд св. Людовика поддерживает замок в сохранности и проводит реставрационные работы. Внутренние сады, содержащиеся в прекрасном состоянии, придают замку дополнительное очарование и более чем когда-либо, именно в конце этого тысячелетия, оправдывают свое название – Сад Франции.
Амбуаз, памятник Леонардо ДаВинчи.
Дерево 1840г посадки
Кусты самшита в парке замка Амбуаз
Амбуаз, внутренний двор.
В летние месяцы на территории замка проводится костюмированное представление под романтическим названием "При дворе короля Франциска", а в сентябре в замок Амбуаз съезжаются любители пиротехники, потому что именно в эту пору здесь проводится ежегодный фестиваль фейерверков.
понедельник, 4 февраля 2013 г.
Королевский замок Амбуаз
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий