Дворец Топкапы (Topkapi Sarayi) является крупнейшим и старейшим дворцом в мире, сохранившейся до наших дней. Дворец расположен на месте первого поселения в Стамбуле, откуда открывается великолепный вид на Золотой Рог, Босфор и Мраморное море. Дворцовый комплекс окружен 5 км стен и занимает площадь в 700 тыс. кв м на вершине исторического полуострова.
Ворота приветствия
Когда турки овладели Константинополем, дворец византийских императоров находился в таком запустении, что жить там султану было попросту неприлично. Так что Мехмед Завоеватель придумал следующее: для своей бурной личной жизни он построил дворец (не сохранившийся) на третьем холме города, а для управления империей — официальную резиденцию Топкапы (Topkapi Sarayi — «Дворец пушечных ворот») на первом холме, на самом кончике полуострова.
В течение примерно лет пятидесяти завет Завоевателя не смешивать гарем и работу свято соблюдался, но уже его правнук, Сулейман Великолепный не смог отказать любимой жене Роксолане в ее желании пожить хоть немножечко в Топкапы. Понятно, что дальше так и пошло — постепенно жены, наложницы и евнухи перекочевали с третьего холма на первый, и бывшая официальная резиденция приобрела несколько двусмысленный характер: помпезные парадные покои сочетались в ней с изящными и укромными частными комнатами. И то и другое, разумеется, было щедро полито кровью.
У парадных ворот Дворца Топкапы, именуемых "Баб и Хумаюн", имеется монументальное здание фонтана, сооруженного падишахом Ахмедом III в 1728 году, в благотворительных целях. "Блистательные (или высокие) врата" были построены по приказу султана Мехмеда II Завоевателя (Фатиха) в 1478 году.
Фонтан Ахмеда III. Дворец Топкапы
Ведущие в первый двор Имперские врата (Bab-i Humayun) построены в XIV веке, а в мраморную оправу взяты в девятнадцатом. В нишах по обе стороны ворот на радость черни выставлялись головы казненных вельмож. Первый двор Топкапы сейчас представляет собой тихий парк, а в прежние времена больше походил на шумную городскую площадь: здесь находились многочисленные службы и жилища дворцовой челяди, и вход сюда был открыт для всех.
Дворец Топкапы. Центральные ворота первого двора
В правой части этого дворца размешены: Жандармское управление, служебные и жилые помещения дворца, дворцовая богадельня и развалины хлебопекарни дворца. За этими сооружениями открывается живописная панорама Мраморного моря.
Слева - церковь св. Ирины, старинное здание монетного двора османского периода, а также Стамбульский Археологический Музей.
Напротив ворот — прекрасная церковь Святой Ирины (Aya Irini Kilisesi), один из старейших византийских храмов. Церковь была основана еще Константином Великим, а в середине IV века, несмотря на свое название (eirene — «божественный мир»), стала ареной кровавых религиозных распрей между православными и арианами (3 тысячи человек было убито прямо в храме). Нынешнее здание церкви построено при Юстиниане, одновременно со Святой Софией. Святая Ирина неоднократно горела и страдала от землетрясений, а после турецкого завоевания в ней устроили арсенал. Сегодня внутрь можно попасть только во время эпизодических концертов. Cуровый интерьер украшен лишь крестом над алтарем — чуть ли не единственной сохранившейся мозаикой времен иконоборчества (VIII век), зато с точки зрения акустики это один из лучших залов в мире: отверстия в стенах — «голосники» — кувшины-резонаторы, специально для улучшения акустики замурованные в кладку. Помимо концертов (фестивальных и обычных) в Святой Ирине происходит часть событий Стамбульской биеннале.
Дворец Топкапы. Церковь Cв. Ирины
Продолжая свой путь по первому двору комплекса Топкапы и приобретая у правых билетных касс пропуски, откроется вход во 2 главные ворота "Баб- и Селям". Это и есть начало обзора экспозиции музея. Ворота, сооруженные в годы властвования султана Мехмеда 2, имели и второе название - Средние Ворота. Левая башня ворот сооруженных из кованого железа (1524 г.) в османский период, заменяли также тюремное помещение для осужденных дворцовых особ высокого ранга.
Дворец Топкапы. Средние ворота
Следуя через врата Баб- и Селям пред Вами возникнет двор (размеры: 130 X 160), украшенный садом с вековыми вечнозелёными кипарисами и платанами. У самого входа в этот двор экспонируются макеты, демонстрирующие и доказывающие размеры комплекса.
Справа, у входа, открыта экспозиция падишахских экипажей. Во 2- ой двор комплекса, застроенном одноэтажными постройками, имели право входа иностранные гости, народ, посещающие кухни, а также диван (высший совет). Во времена нахождения падишаха во дворце налагался строгий запрет на все переговоры. Многочисленные дворцовые садовники, ухаживающие за садом, в котором расхаживали газели, павлины и другие экзотические животные создавали атмосферу райского уголка.
Правое крыло 2 двора комплекса занимают дворцовые огромные кухни, где день и ночь готовилась снедь для тысяч обитателей дворца (причем каждому рангу соответствовало строго определенное меню). Сейчас кухни используются как музейные залы: там выставлены серебро, старинная утварь и замечательная коллекция фарфора.
Дворец Топкапы. Кухни
Тут же можно рассмотреть коллекцию поварешек, кастрюль и огромных котлов, дошедших до нас из османских времен: посуда с султанской кухни Топкапи.
Напротив кухонь – через огромный второй двор расположилось здание султанского совета – дивана, увенчанное «Башней Законности».
Султанское слуховое окно в диване в Топкапи. В помещении султанского дивана-совета в Топкапи можно посмотреть на слуховое окошко с мелкой решеткой, за которым султаны, оставаясь инкогнито, могли присутствовать на приемах, например, иностранных послов, которые проводили визирь и султанские сановники
Через Ворота Счастья можно попасть в Третий Двор, считающийся сердцем дворца. Здесь раскинулся пышно цветущий сад, окруженный Залом Тайной Палаты, где заседали придворные служащие и где находится сокровищница с драгоценностями оттоманского периода.
Дворец Топкапы. Ворота блаженства
В сокровищнице дворца находится одна из самых больших в мире коллекций предметов ювелирного искусства. Здесь выставлены 4-килограммовый изумруд и знаменитый "Бриллиант ложечника" в 86 каратов!
В залах музея представлены коллекция подсвечников и канделябров из золота, кальяны, столовые сервизы из серебра и золота, музыкальные шкатулки из слоновой кости индийской работы, а также трость, парадные одеяния султанов, оружие, украшенное драгоценными камнями.
Кинжал Топкапы
Здесь хранятся как христианские, так и мусульманские реликвии - оловянная кастрюля Авраам, часть черепа и длань Иоанна Крестителя, волосы, стрелы, одно из писем пророка Мухаммеда, мечи четырех его халифов.
Золотой ларец, в котором находится зуб пророка Мухаммеда
Рука Иоанна Крестителя
Здесь же демонстрируется редчайшая коллекция фарфора, занимающая 3 место в мире.
В Третьем дворе расположен гарем, поражающие роскошью и богатством убранства, и несколько павильонов, в одном из них размещена библиотека Ахмеда III, в собрании которой насчитывалось до 24 тыс. книг и манускриптов.
гарем
Гарем – это лабиринт из примерно 300 комнат, но посетить можно только около 20 из них. Когда-то здесь проживало тысячи человек, больше половины – женщины, а также их дети и евнухи.
Многие из комнат и палат были разработаны османским Микеланджело - архитектором Синаном. Гарем был украшен в Оттоманском стиле, основанном на Итальянском Барокко.
Окно в одной из комнат гарема. Сквозь решетку, поверх стены и воды, видны далекие очертания Стамбула.
библиотека Ахмеда III
Дворец Топкапы. Третий двор
Четвертый двор — никакой не двор, а большой сад, устроенный для самого изысканного и утонченного времяпрепровождения. Здесь имеются бассейн, несколько изразцовых павильонов — драгоценные безделушки — и, главное, дивные вид на Золотой Рог и Босфор. У бассейна в XVI веке специально присланный королевой Елизаветой механик наладил невиданную английскую игрушку — самоиграющий механический орган, — после чего вечера на террасе стали совершенно упоительны.
Слева — специальная ажурная беседка, в которой во время рамазана ужинали голодные султаны. Чтобы насладиться прохладой, переходили в устланный коврами Багдадский павильон , построенный в 1638 году в память о завоевании Багдада. Купол и свод павильона украшены золотыми рельефами, стены — изразцами, двери и окна — перламутровой и слоновой костью.
Дворец Топкапы. Багдадский павильон
По мраморной лестнице можно было спуститься в прекрасный тюльпановый сад. Еще одна беседка в саду построена специально, чтобы любоваться тюльпанами, и навевает негу самим названием — Диванный павильон
Дворец Топкапы. Зал Дивана
Топкапы был главным дворцом империи в течение примерно четырехсот лет, и в нем жили 25 султанов. В середине XIX века двор переехал в новую резиденцию — дворец Долмабахче на Босфоре, а весь комплекс Топкапы в 1924 году превратили в музей.
элементы стены дворца Топкапы и павильон Алай
в парке дворца Топкапы. Колонна готов h
В 1923, с установлением республики, Дворец Топкапы, как и другие дворцы, по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка, был объявлен музеем. Коллекция музея Топкапы наряду с коллекциями австрийского Габсбурга и знатных династий русских царей считается одной из 3-х редчайших во всём мире. Число экспонатов достигает 65 000, однако в экспозицию вошла всего лишь десятая часть всей коллекции по причине отсутствия обслуживающего персонала и выставочных салонов.
четверг, 7 ноября 2013 г.
Дворец Топкапы (Topkapi Sarayi)-«турецкий Эрмитаж»
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий